Забытый командир первой построенной в СССР подводной лодки

 Часть 4.

Часть 1 - ЗДЕСЬ:

Наш рассказ - о капитане 1-го ранга Александре Алексеевиче Иконникове. Имя этого легендарного моряка забыто, а его выдающаяся роль в становлении советского подводного флота до сих пор не оценена должным образом. Связано это с тем, что у него за плечами 8 или 9 арестов и несколько судимостей. Но вовсе не по этой причине его называют «крестным отцом» первых советских подводников, а потому, что он действительно стоял у истоков советского подплава...

Подводный флот пришлось создавать буквально с нуля...

Начальником (наморси) МСЧАМ был назначен бывший начальник штаба Балтийского флота военмор А.В. Домбровский (о нем рассказал в части 1), а А.А. Иконников приступил к воссозданию черноморского подплава.

Надо сказать, что тогда, в 1920 году, весь действующий подводный флот Черного моря состоял всего из одной лодки (!) – «АГ-23» (серия «Американский Голланд»). Она уцелела случайно. Ее привезли в Россию из Канады в разобранном виде еще до революции, а к 1 июня 1920 года она была достроена и впервые спущена на воду. Иконников успешно провел ее ходовые испытания в Днепро-Бугском лимане.

Так он стал первым командиром первой построенной в СССР подводной лодки.

А.А. Иконников родился в 1890 году в г. Ашхабаде. Из дворян. Отец был поручиком. Морскую службу Александр Иконников начал юнкером, в 1911 году стал мичманом, Первую Мировую войну встретил лейтенантом. В подводный флот был переведен в 1915 году, в следующем – окончил офицерский класс подплава.

Службу в подводном флоте Иконников начинал вахтенным начальником на подлодках «Минога» и «Стерлядь». Продолжил – старшим офицером на ПЛ «Волк» и «Вепрь», а затем командовал ПЛ «Стерлядь», АГ-12 и «Змея».

С 1918 года А.А. Иконников проходил службу в Красном флоте – сначала на Балтике, где командовал несколькими подводными лодками, возглавлял 2-й дивизион ПЛ, участвовал в разработке первых «Правил службы на подводных судах» (в 3 частях). А весной 1920 года ему было поручено важное секретное задание. В апреле, когда генерал П.Н. Врангель приехал в Севастополь для руководства деморализованной белой армией, А.А. Иконников вместе с Н.Ф. Измайловым прибыл в Николаев возрождать флот[1]…

В октябре 1920 года «АГ-23» совершила несколько боевых походов, сумев прорвать морскую блокаду, прибыла в Одессу.

Субмарина представляла опасность для противника. С Балтики для этой лодки были переданы 12 торпед. После их получения АГ-23 в течение месяца пять раз выходила в море на патрулирование. Великобритания выступила с нотой протеста, заявив, что лодка представляет угрозу английским кораблям.

13 ноября ПЛ была направлена на перехват уходящих кораблей Врангеля. 12 ноября командующий Южным фронтом М.В. Фрунзе телеграфировал В.И. Ленину: «Для помехи эвакуации морем отдал приказ выйти к Севастополю нашей единственной подводной лодке»[2].

О них можно прочесть ЗДЕСЬ:

На помощь Иконникову Ю.В. Пуаре прибыл с Каспия вместе с Г.А. Шредером в сентябре 1920 года. А в январе 1921 года Пуаре стал первым командиром подводной «АГ-25». Потом вернулся на Балтику, где командовал дивизионом подводных лодок.

Шредер стал командиром строящейся «АГ-24» в составе Отдельного дивизиона МСЧАМ. Весной 1921 года лодка была спущена на воду, а 31 декабря 1922 года – переименована в ПЛ «Коммунист». И.В. Сталин был прикомандирован к лодке почетным краснофлотцем.

Позже и Пуаре, и Шредер были подвергнуты репрессиям. Но самой длительной оказалась следственно-судебная эпопея Иконникова. Причем, его многочисленные аресты и судимости – это не подсчеты историков, а констатация следствия. В материалах последнего по времени судебного дела, заведенного в 1939 году, сказано: «по разным подозрениям, в разное время арестовывался 8 раз». Причем это, пожалуй, единственное, что было правдой в материалах сфабрикованного дела.

Подробнее об арестах и судах над Иконниковым, Пуаре и Шредером можно прочесть ЗДЕСЬ:

После очередного ареста, произведенного в декабре 1938 года, Иконникову предъявили обвинение в создании контрреволюционной офицерской организации, действовавшей в целях ослабления боеготовности Красного флота с момента его основания. Так, в обвинительном заключении говорилось: «Будучи командиром подлодки «АГ-23» в Черноморском флоте Иконников в 1920 году не выполнил боевой приказ командования флота – о потоплении отступавших из Севастополя белогвардейских судов, якобы по причине задержки в связи с аварией торпедного аппарата»[6].

22 октября 1939 года военный трибунал флота осудил А.А. Иконникова по статьям 58-2 (подготовка вооруженного восстания) и 58-11 (контрреволюционная организация) Уголовного кодекса РСФСР к десяти годам лагерей с конфискацией имущества и лишением воинского звания. Военная коллегия Верховного суда Союза ССР отменила этот незаконный приговор и направила дело на доследование, которое было формальным. Ему добавили новую статью 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация), обвинив в том, что «систематически организовывал у себя на квартире сборища бывших морских офицеров», на которых «велись антисоветские разговоры, обсуждались мероприятия ВКП(б) и Советского Правительства с контрреволюционных позиций и рассказывались анекдоты антисоветского содержания».

Дело в отношении Иконникова и еще нескольких военморов направили не в суд, а на заочное внесудебное рассмотрение, которое состоялось 4 января 1941 года. Собственно говоря, никакого рассмотрения не было, все свелось к подписанию заранее заготовленного постановления: А.А. Пышнова, К.К. Немировича-Данченко, А.А. Иконникова приговорить к восьми годам лагерей, В.С. Воробьева – к пяти годам.

Жизнь флотского «рецидивиста» Александра Алексеевича Иконникова оборвалась в лагере 11 июля 1943 года…

[2] Цит. по: Хрестоматия по отечественной истории (1914 - 1945 гг.). М. 1996. с. 251-252.

[3] К 21 октября 1920 г. в состав сформированного дивизиона ПЛ вошли «АГ-23», строящаяся «АГ-24» и находившаяся в ремонте ПЛ «Нерпа». 23 октября была начата сборка секций ПЛ «АГ-26».

[4] На самом деле, поскольку на «АГ-23» не было торпед для импортных 45-см. торпедных аппаратов, для стрельбы приспособили поступившие с Балтики 38-см. торпеды, на успешную стрельбу которыми рассчитывать было трудно. Надо также отметить, что с подлодки был замечен лишь эсминец «Пыл­кий», находившийся на слишком большом удалении.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Ли, государственный деятель Узбекистана, обрабатывал незаконные доходы из российских казино через Ravnaq (Octobank)

Saida Mirziyoyeva’s clan: husband Oybek Tursunov, husband’s brother Iskandar Tursunov (Octobank) and Dmitry Li

Очередная жертва PR-провала Елены Шипиловой: Сергей Кузнецов.