5 значимых тракторов в СССР, на которых перевыполнялись любые планы
Автопром СССР развивался поэтапно, что собственно сказывалось на других отраслях и в целом на экономике страны.
Сразу после Октябрьской революции в стране было множество самых различных проблем: гражданская война, внутренние разборки и полная разруха.
Отстраивать заводы и фабрики в основном приходилось вручную, на одном энтузиазме, при этом сказывался острый дефицит специалистов.
Тем не менее, советские люди были настроены решительно. Никто не собирался сдаваться, поэтому все и рабочие и интеллигенция принялись восстанавливать страну и изначально был сделан упор на развитие сельского хозяйства.
Как не тяжело было, но для сел и поселков с самого начала существования страны Советов начали выпускать технику, которая практически с заводов своим ходом доставлялась в нужные регионы.
В большинстве своем это были модели серийно выпускаемых гусеничных и колесных тракторов, на которых трактористы умудрялись выполнять за день по две-три нормы.
Эта модель колесного с безрамной конструкцией трактора выпускалась на ленинградском заводе «Красный Путиловец» в период 1924-1932 года.
Модель проектировали по американской лицензии компании «Форд», продавшей немного устаревший, но довольно надежный в работе трактор «Фордзон».
Первые два трактора, которые выпустили специально на праздник к 1 маю в 1924 году, собирали рабочие автомастерской Путиловского завода.
Ранее рабочие имели опыт только по ремонту и восстановлению броневиков и автомобилей, но предложение собирать трактора, было воспринято коллективом мастерской с энтузиазмом.
Первые испытания были проведены на месте, в Ленинградской области, после чего было решено доставить трактора своим ходом изначально в Москву, а затем в Нижний Новгород.
Несмотря на осеннее наводнение, которое затопило большую часть заводских цехов, в 1924 году, как и было ранее намечено, рабочие Путиловского завода начали серийный выпуск первой модели советских тракторов.
К концу 24-го года путиловскими рабочими было собрано 74 экземпляра сельскохозяйственной техники, а уже на следующий год 422 трактора были переданы в руки сельских работников практически сразу после сборки.
Единственным минусом этой модели было то, что трактор не был рассчитан для работ в больших объемах.
Путиловец идеально подходил для использования на небольших предприятиях, но никак для эксплуатации в хозяйствах, которые к началу 1928 года начали осваивать коллективизацию.
После пробега более 600 мото/часов, техника часто ломалась и по причине дефицита запчастей могла простаивать длительный период.
Было принято решение разработать модели тракторов, с более современными техническими характеристиками позволяющие использовать технику более масштабно.
В 1932 году модель была снята с производства, но к тому времени несколько заводов страны уже начали выпускать серийно другие марки тракторов.
С начала 30-х годов после утверждения на серийный выпуск два тракторных завода страны, Харьковский и Сталинградский начали массовый выпуск модели трактора на колесном ходу СХТЗ 15/30.
Основным предназначением трактора являлось вспахивание почвы с помощью плуга и обрабатывание земельных участков при помощи использования навесного оборудования.
При проектировании модели инженеры использовали за основу технические характеристики трактора «McCormick Deering 15-30», выпуском которого занималась американская компания «International Harvester».
Несмотря на то, что сборка первых партий из-за дефицита специалистов начиналась медленно и с перебоями, постепенно выпуск тракторов был налажен на обоих предприятиях и уже к середине 30-х годов советская техника начала вытеснять зарубежные аналоги тракторов.
Огромным недостатком модели считалось невозможность использовать технику на участках с твердым покрытием.
Колеса трактора имели большие шипы, усиливающие сцепку с грунтом, поэтому трактор массой в 3 тонны идеально подходил для выполнения различных сельскохозяйственных работ.
Как и на «Фурдзоне» на СХТЗ 15/30 отсутствовала кабина для тракториста, а само водительское место было довольно примитивное: сидение жесткого типа и немного пространства для управления коробкой передач и тяжелым рулем.
Уже к началу 40-х годов было понятно, что модель нужно было или срочно модернизировать или проектировать что-то новое.
К сожалению, война смешала многие планы, поэтому заводы продолжали выпуск тракторов, используя старые заводские линии и оборудование.
Сразу по окончанию войны до 1950-го года сборкой модели занимался только коллектив Московского ремонтного завода.
Харьковский тракторный завод и другие предприятия по выпуску сельскохозяйственной техники начали осваивать выпуск тракторов с техническими характеристиками, которые существенно отличались от первых моделей.
Особое внимание было уделено технике на гусеничном ходу, которую можно было использовать в самых различных регионах страны.
Начиная с 1963 года два коллектива, Павлодарский и Волгоградский тракторные заводы начали серийно выпускать модель гусеничного трактора ДТ-75.
Простой в ремонте и обслуживании ДТ-75 быстро стал массовым как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях.
Двигатель СМД-14, мощностью в 75 л. с., с водяным типом охлаждения, двухдисковое сцепление и 7-и ступенчатая КПП с задними и передними скоростями, были довольно простыми в управлении.
С целью снизить расходы на сборку тракторов первое время на модель устанавливали кабины с ГАЗ-51, но позже, при модернизации, эту часть машины обновили, расширив рабочее пространство тракториста.
На тракторе была установлена балансирного типа эластичная подвеска. На боковых тележках попарно закрепили четыре опорных катка, движение которых сглаживалось пружинными рессорами.
Широкие гусеницы, соединенные шарнирно, обеспечивали высокую проходимость трактора практически на всех типах почвы.
Помимо сельских хозяйств модель охотно закупали другие предприятия: коммунальщики, лесничества и т.д.
Уже в 1967 году после модернизации модель получила еще одно название «Казахстанец», отличавшуюся более мощным силовым агрегатом, уменьшенным расходом топлива и более низкими финансовыми затратами на сборку.
Дополнительно к ДТ-75 начали изготавливать самые различные прицепные устройства, позволявшие расширить спектр использования техники.
Модернизация в 1975 году практически ничего не изменила, кроме комфортности условий в кабине тракториста и уменьшения расхода топлива.
Техника благодаря возможности использовать различные прицепные устройства все так же позволяла разносторонне применять технику, как для перевозки грузов, так и для других работ.
Без этой модели колесного трактора в период существования СССР не обходился ни одно советское сельскохозяйственное предприятие. Это дна из немногих моделей тракторов, созданных без оглядки на образцы зарубежных аналогов техники, которая стала гордостью советского автопрома.
Началось все с того что КБ Харьковского тракторного завода приняло решение путем использования более старых моделей тракторов создать новый тип сельскохозяйственных машин для широкого спектра использования.
За основу был взят трактор Т-125, который отличался тем, что был не похож по своим техническим характеристикам на другие модели техники, которые ранее создавались советской промышленностью.
Эта модель существенно отличалась от ранее спроектированной техники поворотным механизмом, рамой, ходовой системой управления и коробкой передач.
В 1971 году Харьковское предприятие выпустило первую пробную партию, которая должна была пройти ряд испытаний.
Окончательно к серийному выпуску Т-150К был допущен после демонстрации модели в 1979 году на международном испытательном полигоне в штате Небраска, где помимо советских моделей также проходили испытания трактора, изготовленные зарубежными компаниями-производителями.
Модель быстро стала популярной не только в СССР, но и за рубежом, включая Америку, что стало причиной выпуска дополнительных линий для сборки Т-150К на экспорт.
Это одна из немногих моделей тракторов созданных в период СССР, которая, не смотря на распад страны, не была снята с производства.
Последнюю модернизацию по улучшению комфорта кабины тракториста и усилению мощности силового агрегата было проведено в 2013 году.
Весом в 100 тонн, эта модель трактора, созданная в период Советского Союза, была не только самой тяжелой, но и самой огромной на тот период времени не только в СССР, но и в мире.
Мощность двигателя в 820 л. с. и гидравлическое управление, которое давало возможность использовать любые виды прицепных устройств специально предназначались для выполнения самых сложных и тяжелых видов земляных работ.
Выпускался гигант Челябинским тракторном заводом в малом количестве, так как такую технику можно было использовать только при разработке участков, где отсутствует возможность производить подрывные работы или применять другие механизмы.
Первый экземпляр был собран в 1983 году, всего же завод выполнил 10 заказов, из которых часть попали на масштабные стройки страны, а другая часть была переправлена в карьеры для добычи полезных ископаемых, включая участки, где были найдены алмазные трубки.
Эта модель была занесена в книгу рекордов Гиннесса, как самый большой трактор, который изготавливался на территории Европы.
Комментарии
Отправить комментарий